Характеристика компонентов предметно-пространственной среды в образовательной деятельности МБДОУ д/с-к/в № 15.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №15 созданы все условия для воспитания здоровой и всесторонне развитой личности ребенка.
Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении.
К созданию окружающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Оборудуют и оформляют дошкольное учреждение работники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями. Родители с желанием откликаются на просьбы педагогов и детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий социум. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.
В группах выделены учебная и игровая зоны. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Задействованы все плоскости. В полное распоряжение детей отдано буквально все пространство, все помещения. Ребенок живет средой, среда оживляет и преобразуется ребенком.
В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, позволяющая эффективно реализовать те программы и технологии, по которым работают педагоги, которая содержит дидактические игры соответствующего содержания, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
В каждой возрастной группе с этой целью организованы различные зоны: игры и игрушки, художественного творчества, моторного и конструктивного развития, математического развития, речевого развития, зона детского экспериментирования, зона художественного чтения (книжный уголок), музыкальный и театральный, экологическая зона (природный уголок), зона физического развития и оздоровления детей (спортивный уголок).
Весь материал расположен в удобном, доступном для детей месте, соответствует программе и подобран по возрасту детей, постоянно пополняется и систематически обновляется. Дети имеют возможность закреплять полученные на занятиях знания в свободной игровой деятельности.
Все групповые помещения эстетически оформлены и имеют свой собственный стиль, что способствует художественно-эстетическому развитию детей и прививает чувство вкуса. В каждой раздевальной комнате имеются оригинальные родительские уголки, материал в которых подобран в соответствии с возрастом детей, с учетом запросов родителей и периодически обновляется.
В нашем образовательном учреждении были созданы такие дополнительные пространства, как уголок Кубани,«Победа деда – моя победа»,уголок ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности). Мы ставили перед собой задачу разработать такое индивидуальное образование, в котором воспитанник может найти себя, максимально раскрыть свой личный потенциал.
В зоне ОБЖ созданы напольный и настольный макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. На каждого ребёнка старшего возраста (5-7 лет) имеются рабочие тетради по правилам дорожного движения.
В методкабинете по ОБЖ собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, авторами, которых являются дети, сформирован материал для работы с семьей, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях.
Методический кабинет оснащен компьютером, видеотехникой, ксероксом. Эти приборы используются для размножения повседневных методических материалов, различных трафаретов, схем и моделей для работы с детьми на занятиях. При этом условии работа в кабинете будет значительно производительней, и ее результаты обогатят содержательную сторону педагогического процесса.
Методический кабинет в детском саду – это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы: нормативные документы, педагогическая литература, методическая литература, детская литература, передовой педагогический опыт, парциальные программы педагогов детского сада.
Имеется обязательная документация: годовой план работы детского сада, методическая работа с кадрами, тетрадь протоколов заседаний совета педагогов, личный план работы с кадрами на месяц, журнал поступления и учета литературы, пособий, документация о состоянии учебно-воспитательной работы, журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.
В методическом кабинете собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для каждого кабинета создан паспорт, в который занесено всё оборудование и учебно-методическое пособие в сопровождении фотографий.
Имеется стенд в помощь аттестующимся педагогам, при подготовке к педагогическому совету, также имеется стенд, в котором периодически размещаю консультации для педагогов в работе с детьми и родителями.
Для родителей оформляются фотоальбомы, в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МБДОУ д/с к/в № 15, ширмы, ежемесячно выпускается газета «Снежинка».
Вместе с детьми и родителями создали «Долину сказок» - это одно из любимых мест юных дошколят. Получилась площадка для подвижных, свободных игр, игр с водой. На них расположили мягкие игрушки животных, соорудили колодец, поставили мельницу. Здесь, мы, взрослые вводим ребенка в прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит помогаем ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ.
Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, участниками, которых являются воспитанники, родители. Дети, посещающие детский сад, становятся дипломантами и лауреатами районный конкурс оригинального детского рисунка «Очей очарованье!». Призерами стали Давиденко Анна (6 лет), Парада Ксения (4 года). В коридоре первого этажа детского сада и кабинетах вывешены грамоты и дипломы. Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.
Группы, спортивно-музыкальный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда, ИЗО студия, игровые площадки, экологическая тропа, тропа здоровья, площадка по дорожному движению, долина сказок – все эти компоненты развивающей среды помогают педагогам создать условия, максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального благополучия, способствуют лучшему усвоению детьми образовательной программы.
Таким образом, все содержание дополнительного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодополняющих процессов: обучения, воспитания, развития, индивидуального подхода и организации социального опыта детей. А созданная предметно-развивающая среда в МБДОУ д/с-к/в № 15 – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Образовательная среда является развивающей, так как она помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.